Все секреты плодоводства и декоративного садоводства на одном сайте

Скульптура / Музей-заповедник «Царицыно»

Опубликовано: 05.02.2019

видео Скульптура / Музей-заповедник «Царицыно»

Университетские субботы . Основы скульптуры

Период и место создания

1782. Франция, Париж

Материал, техника

терракота, мрамор; лепка, формовка, обжиг



Размер

Великая Екатерина и её время

Поступление

Приобретена у А. Л. Расторгуева в 2009 г.

Инвентарный номер

 Кф-3961

КП-17707

Описание

Скульптурный портрет великой княгини Марии Федоровны (1759–1828), урожденной принцессы Вюртембергской, второй жены будущего императора Павла I, выполнен в Париже в 1782 году. Этот портрет — первоначальная модель (боцетто), с которой позже был выполнен бюст великой княгини из фарфора. Время и место создания подтверждено стилистическими и технико-технологическими исследованиями бюста, проведенными экспертами Государственного научно-исследовательского института реставрации, об этом свидетельствует также некоторая эскизность работы и следы формовки с последующей лепкой и проработкой деталей.


Скульптура выдуманного персонажа "Змей наблюдатель". Первый "урок" по лепке

Мария Федоровна изображена в декольтированном платье с бантом и со звездой ордена Святой великомученицы Екатерины (этим орденом награждались великие княгини). Волосы уложены в сложную высокую прическу, украшенную розами и перьями. Императрица Екатерина II так описывала свою невестку: «Она именно такая, какую можно было желать. […] Кротость, доброта сердца и искренность выражаются у нея на лице» (цит. по: Шильдер Н. К. Император Павел I. М., 1997. с. 108–109).

Известно, что в 1781–1782 годах великий князь Павел Петрович и великая княгиня Мария Федоровна под именами графа и графини Северных путешествовали по Европе. В европейских странах их принимали «с высочайшим почетом, как прямых наследников русского императорского трона. В их честь устраивали специальные приемы, балы, военные маневры, строили триумфальные декорации […]. Они встречались с выдающимися политическими деятелями, учеными, художниками. […] Будущий император Павел I восхищал собеседников своими знаниями во многих областях, затрагиваемых в беседах, и любезностью в общении» (Яхонт О. В. О неизвестном портрете графини Северной. Цит. по http://art-con.ru/node/5314).

В Париже, где Мария Федоровна и Павел Петрович провели целый месяц, Людовик XVI и Мария-Антуанетта преподнесли им в подарок туалетный прибор, скульптурные портреты и другие произведения из фарфора и бисквита, выполненные на Севрской фарфоровой мануфактуре по моделям скульптора С.-Л. Буазо, который с 1773 по 1780 год возглавлял скульптурную мастерскую и исполнял заказы королевского двора.

Карта